Как правильно выбрать автомобильные диски?
Нередко начинающие автолюбители сталкиваются с проблемой замены дисков. На практике это мероприятие оказывается для них более сложным, чем казалась вначале. Трудности вызывает как сам процесс, так и специальные обозначения на продукции – типа «R15», 6J или Dia 63.3.
Данный материал поможет автовладельцам разобраться в терминологии, спецсимволах и самом процессе замены дисков. Вы узнаете, с чего начать, чем различаются диски и какими критериями руководствоваться при их выборе.
Какие характеристики нужно учитывать
Независимо от марки вашего автомобиля перед приобретением дисков нужно определиться с параметрами изделия:
1. Тип диска.
2. Монтажный диаметр.
3. Число отверстий на диске, их форма и диаметр.
4. Ширина.
5. Вылет.
6. Диаметр центрального отверстия.
Если этот список сразу отбил у вас желание возиться с дисками самому, можно воспользоваться услугой подбора дисков по модели машины в онлайн-магазине. На нашем сайте вы можете просто указать марку, и система автоматически подберет для вас диски, которые подойдут по всем параметрам. Кроме того, можно воспользоваться помощью консультантов, позвонив в магазин по телефону.
Какие диски бывают
Есть три разновидности:
• штампованные;
• литые;
• кованые.
Какой тип выбирать, решать только владельцу авто. Это слишком обширная тема, достойная отдельного статьи.
Однако основные различия стоит знать каждому автолюбителю:
• Штампованные. Самый бюджетный вариант, который можно увидеть в базовых комплектациях недорогих моделей. Сделаны из стали и покрыты эмалью. Кроме низкой цены, обладают еще одним преимуществом – их легко ремонтировать, поскольку при механическом воздействии на них не возникает трещин – материал просто гнется. Минус – большой вес и низкие эстетические характеристики. Это сугубо прикладное изделие в тиражном исполнении.
• Литые. По популярности не уступают штампованным и на порядок дороже последних. Сделаны из специальных алюминиевых сплавов, немного весят и выпускаются во множестве вариантов. Вы без труда подберете диски в любом дизайне – от классики до эксклюзива. Недостаток – ремонтировать такие диски гораздо сложнее, поскольку при экстремально сильных ударах и повреждениях они не мнутся, а трескаются. При этом даже профессиональный сварочный ремонт не гарантирует нужного результата.
• Кованые. Самый дорогой вариант. Такие модели излавливаются методом горячей штамповки, что обеспечивает металлу оптимальную внутреннюю структуру и максимальную прочность при относительно низком весе. Широкой популярностью кованые диски не пользуются – их цена слишком высока.
Как правило, покупателям приходится выбирать между приемлемыми по цене штампованными дисками и относительно дорогими литыми моделями.
Монтажный диаметр
Имеется в виду окружность изделия в дюймах. Обозначается литерой R. То есть маркировка R15 говорит о том, что диаметр диска равен 15 дюймам. И пусть вас не смущает литера R – это именно диаметр (но не радиус).
Узнать параметры для вашего транспорта вы можете в заводской инструкции по эксплуатации или с помощью наклеек, которые производитель наклеивает в салоне. Там же указаны показатели давления в шинах. Приобретая шины, помните: их габаритные характеристики обязательно должны соответствовать диаметру дисков. Это базовое правило.
Превышать параметры не рекомендуется – если диски излишне велики, это повлияет на рабочие показатели подвески и ускорит процессы износа в ходовой части. Помимо прочего, это затруднит передвижение по грунтовым дорогам.
Крепежные отверстия
Механики автосервисов называют этот параметр «разболтовка». Количество болтов для крепежа (и соответствующих отверстий для них) зависит от марки, массы и скоростных показателей авто. Их бывает от 3 до 6. Обозначение 4 х 100 означает: 4 отверстия, центры которых расположены на окружности, диаметр которой 100 мм.
Параметры разболтовки нужно соблюдать обязательно. Даже если некоторые диски покажутся вам взаимозаменяемыми (к примеру, 4 х 100 и 4 х 98), 2 мм разницы значительно отразятся на монтаже – правильно затянуть получится только одно крепление, остальные неизбежна сместятся относительно центра, что приведет к биению колеса. Можно исправить ситуацию с помощью специальных болтов с так называемым плавающим конусом – такой крепеж позволяет частично нивелировать небольшое несоответствие показателям, установленным инструкцией (например установить диски со сверловкой 4х100 на автомобиль с крепежными параметрами 4х98). У таких болтов рабочая часть представлена кольцом, которое сдвигается относительно продольной оси крепежной детали при затяжке.
Кроме того, важными показателями при выборе дисков является соответствие формы прижимной поверхности дисков с формой болтов или гаек и их длина резьбовой части. У дисков чаще всего встречается конусная форма прижимной части, также на оригинальных дисках японских автомобилей встречается тип прижимной части - под пресс-шайбу, а у немецких автомобилей - сферическая прижимная поверхность крепежа. Форма прижимной поверхности у диска должна совпадать с типом крепежа. Это важный показатель для безопасности вождения и сохранности колёсных дисков.
Что касается длины, то обычно у крепежных элементов штампованных стальных дисков поверхность слегка коническая или сферическая – после затягивания они плотно прилегают к диску. У болтов небольшая длина, что связано с соответствующей шириной изделий.
Ступичная часть литых дисков всегда толще штампованных, при этом отверстия обладают более явной конической или сферической формой. Это значит, что при монтаже понадобится особый крепеж с большей длиной.
Ширина
Здесь все просто – это ширина изделия в дюймах. Конкретные шины рассчитаны на применение дисков определенной ширины – некоторая погрешность при этом допускается.
Вылет
Обозначает расстояние, на котором диск располагается относительно ступицы. Это определяющий показатель, который непосредственно влияет на состояние подвески. Если вылет подобран неправильно (например, установлен диск с положительным вылетом вместо отрицательного), это увеличит либо уменьшит колею, а также ускорит износ значимых узлов авто.
Диаметр ступичного отверстия
Тут все предельно ясно – это размер центрального отверстия. Указывается как CB либо DIA. Важнейший параметр – если диаметр меньше необходимого, диск просто не удастся поставить на ось. Если наоборот, для корректировки центровки потребуются специальные кольца.
При монтаже диска, ступичное отверстие которого превышает посадочные размеры авто, его можно центровать болтами или гайками, при условии, что те конусообразной формы. Существуют так же алюминиевые и пластиковые центрующие кольца, которые выполняют, скорее, вспомогательную функцию. Выравниваю колесо по центру оси именно болты. Это не относится к автомобилям, где для крепежа колес используется болт с плоской гайкой. На таких авто центровка колеса по оси осуществляется именно по ступичному отверстию колеса.
Примерка дисков
Мы рекомендуем после покупки колесных дисков перед проведением монтажных работ выполнить их примерку на автомобиль на переднее и заднее колесо для проверки совместимость диска с деталями подвески, рулевого управления, тормозной системы.
• Диск должен плотно сидеть на ступице, при вращении не задевать за детали подвески и других элементов.
• Настоятельно рекомендуем проводить работы по монтажу в профессиональных мастерских.
• Проверьте, чтобы крепеж соответствовал длине, шагу резьбы и посадочным отверстиям диска (сфера, конус, шайба), болты не были слишком длинными и не повредили элементы тормозной системы и ABS. Болты или гайки должны закручиваться минимум на 5 витков резьбы, чтобы вы не потеряли колесо на ходу.
• Ступичные колпачки не должны выбивать заглушку диска.
• Все 4 диска должны быть с одинаковыми параметрами: сверловка, диаметр, ширина, вылет.
Убедительно просим вас следовать рекомендациям по примерке дисков, дабы избежать неприятных ситуаций, ведь диски, подвергшиеся шиномонтажу считаются «бывшими в употреблении» и не подлежат обмену и возврату.