Многие водители, особенно новички, не знают, как правильно затягивать гайки на колесе. И хотя на первый взгляд процесс не кажется сложным, в этом деле есть важные нюансы, знание которых напрямую влияют на результат.
Чтобы затянуть болты грамотно, необходимо хотя бы в общих чертах изучить, как выполняется этот процесс поэтапно. Узнаем, как это делается правильно, какие усилия нужны для затяжки болтов и гаек, что потребуется для достижения качественного результата.
Процедура затяжки креплений требует ответственного подхода и в частности подготовки специальных инструментов. Распространенная ошибка автовладельцев, выполняющих затяжку в своем гараже или в условиях улицы обычным баллонным ключом, это чрезмерное усилие при затяжке крепежа. нередки случаи срыва резьбы вследствие излишнего усердия. при недостаточной затяжке болтов или гаек на колесе водитель почувствует биение или стук в подвеске.
Плохо затянутое колесо приведет порче болтов/шпилек, деформации крепежных отверстий на диске и наконец, болты может просто “срезать” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, если продолжить эксплуатацию автомобиля, не обращая внимание на описанные выше симптомы, плохо затянутые болты — это риск поломки рулевой тяги и опасность разрушения подшипников.
Как затянуть колесные болты/гайки с нужным моментом
Поскольку сила затяжки болтов индивидуальна для каждой модели, этот параметр указывается в официальной инструкции автомобиля. Эту информацию обязательно необходимо учитывать. Для большинства автомобилей момент затяжки находится в в рамках 80-140 Hм.
Многие автовладельцы затягивает колесный крепеж обычным баллонным ключом. Статистика показывает, что в большинстве случаев момент затяжки превышен. Особенно если баллонник с телескопической ручкой, что увеличивает усилие при затяжке. Чтобы затянуть болты грамотно, потребуется специальный инструмент под названием динамометрический ключ.
Если используется динамометрический ключ, на нем необходимо выставить нужное значение по таблице затяжки, после чего завершить процесс фиксации болтов к ступице. В работе с динамометрическим ключом нет ничего сложного. Наиболее просты в плане эксплуатации модификации с ограничителем. Такие ключи просто перестают создавать давление, достигнув выставленного значения. Стрелочные ключи более сложны в работе — пользователю приходится самостоятельно следить за затяжкой, стараясь не выходить за ограничение.
Стоимость динамометрического ключа начинается с 1400 рублей. На рынке представлены две разновидности — электронный и механический ключи. Первый обойдется дороже, но второй оценят любители надежности и простоты.
Что делать, если ключа под рукой нет? Альтернативный вариант — пневмогайковерт. Пневмогайковерт примечателен тем, что позволяет регулировать процесс затяжки.
Сам процесс затяжки выглядит следующим образом:
-
Колесо надевают на шпильки или на специальные направляющие;
-
Далее гайки или болты закручивают ключом с достаточной силой, чтобы колесо прочно сидело на своем месте.
-
Далее используют динамометрический ключ или пневмогайковерт, чтобы затянуть болты нужным моментом.
В последнее время на колеса все чаще ставят алюминиевые гайки. Такие изделия красиво смотрятся, не подвержены коррозии (то есть не ржавеют), однако требуют неукоснительного соблюдения правил затяжки. У алюминиевых гаек менее прочная резьба, которую легко сорвать.
Схема затяжки колесных болтов/гаек
Чтобы затянуть колесо, рекомендуется пользоваться специальной схемой затяжки для динамометрического ключа. Например, для четырех болтов последовательность следующая: 1-3-4-2, для шести — 1-4-5-2-3-6, для пяти — 1-4-2-5-3.
Внимание! Автомобиль нужно поставить на землю, закручивая болты, затем убедиться, что все они крепко затянуты.
Последовательность крепления, о которой говорилось выше, важное условие грамотного крепежа. Это необходимо для равномерного распределения усилий. В ином случае колесо может закрепиться с перекосом.
Важно не поддаться стереотипу и не начать закручивать болты, двигаясь по часовой стрелке. Можно начать с любого удобного для себя болта и уже от него вести счет. Некоторые наносят специальные метки, чтобы не нарушить нужную последовательность.
Форма и размер автомобильного крепежа
Нередко наблюдается биение в подвеске не по причине слабой затяжки, а из-за неправильного подбора болтов или гаек. Имеется в виду не диаметр, поскольку крепеж неподходящего сечения поставить просто не получится. Речь о форме болтовой головки либо нижней кромки гайки.
В зависимости от марки и модели авто на нем могут применяться гайки и болты формы “Конус”, “Сфера” с различным радиусом, “Пресс-шайба”. Это основные виды крепежа для самых популярных автомобилей. Если вы собираетесь установить на автомобильно новые диски, обязательно узнайте у продавца подойдет ли к ним родной крепеж.
Сама гайка или болт тоже бывает слишком короткой или длинной. Посадочное место, прилегающее к ступичной части, у литых дисков толще, чем у стальных штамповок. Поэтому требуются более длинные болты или шпильки.
Правильно подобранный крепеж в процессе движения не ослабляется, а наоборот, подтягивается. Помимо задачи удержания колес на ступичной оси, болты с гайками дополнительно центрируют обод. В этом помогает как раз крепежная кромка и форма болта, для которых в диске предусмотрены соответствующие посадочные места. То есть совместимые элементы центрируют друг друга.
Для защиты своего имущества, оставленного на ночь во дворе, многие применяются секретки — набор гаек на колесе, которые нельзя открутить стандартным инструментом. Эти элементы не нужно затягивать так же крепко, как штатные болты, поскольку на них момент затяжки не распространяется.
Как затягиваются литые диски
Установка литых дисков — мероприятие в целом простое. Чтобы диски сели на колеса идеально, нужно покупать изделия, подходящие по всем параметрам. В онлайн-магазинах можно воспользоваться встроенной опцией выбора литых дисков для конкретной марки и модели авто.
Диски устанавливаются на вывешенном колесе. Крепеж затягивается штатным инструментом с учетом момента. После снятия колеса домкрата выполняется финальная проверка.
Еще один важный момент: для установки колес: нельзя применять крепеж с дефектами резьбы, даже если они кажутся вам незначительными. Лучше заменить такие болты или гайки на новые.
Центровочные кольцы
Современные производители выпускают универсальные литые и кованые диски для установки на разные модели авто. При этом диаметр ступичного отверстия часто делают большим, а при необходимости ставят центровочные кольца. Они призваны помочь правильно отцентровать колесо относительно вылета ступицы.
Есть мнение, что центровочное отверстие полностью отвечает за соосность вращения ступицы и колеса, и что главное - подобрать правильное установочное кольцо. На самом деле для легковых автомобилей основная функцию центровки диска относительно ступицы лежит на крепеже, а кольцо лишь помогает навесить диск на выступ ступицы.
И помните, водитель должен проверять состояние колес по меньшей мере дважды в день: утром и вечером. Перекосы, биение, давление, наличие трения о крыло или раму, даже давление в шинах можно отследить без специального оборудования.
Другие публикации
-
3 октября 2022Покупаем секретки для колесРазобрали основные виды и различия секретного крепежа, его особенности и правила выбора перед покупкой.
-
21 августа 2020Обзор новой модели диска LS 1266Литые диски LS Wheels LS 1266 в цвете GMF для автомобилей AUDI, BMW, TOYOTA, VOLKSWAGEN, MERCEDES, MITSUBISHI